Игрушки нашего детства
Александр Tsyupa aka DJ Jackal
alexjack@mail.ru
Мой игровой КОМПЬЮТЕР sertified

Каждый из Вас, наши читатели и почитатели :, в свое время был маленьким (это тогда, когда деревья были большими). К написанию же данной статьи меня подтолкнул риторический вопрос, который я в один прекрасный день задал самому себе - как же все мы проводили время, когда компьютер был роскошь, а не средство?.. Вырвав из глубин своего подсознания несколько самых ярких сцен, я пришел к выводу, что телевизионная приставка - вот тот предмет, за освоением которого мы проводили дни и ночи, напряженно проходя уровни один за другим…

…Что же имеется сейчас, в век передовых технологий, когда линейка процессоров ПК обновляется быстрее, чем со складов отгрузят прошлую, когда чипы видеокарты обрабатывают сотни FPS в самых производительных играх? А имеется вот что: если раньше на новенькой Риве мы могли не беспокоится за работоспособность игр в течение года, а то и двух, то сейчас - никто не дает гарантию, что вышедшая через месяц игра не начнет показывать все прелести своего движка путем демонстрации отличного слайд-шоу : на нашей новенькой GeForce (помечтайте хотя бы о DOOM 3 или Quake 4).

Ну и как после такой "гонки вооружений" чувствует себя рядовой пользователь, наделенный машиной двухлетней (а иногда и большей) давности. По себе знаю - чувствует он себя плохо. Но выход есть! И этот выход заключается не в апгрейде машины до нужного уровня, и даже не в переходе на Линукс (хотя это не исключено - аналоги программ, описанных ниже, существуют и для этих платформ), а в кое-чем другом… Итак, если у Вас при виде таких названий, как Mortal Kombat, Comix Zone или Contra начинаются трястись колени, дергаться левый глаз и пальцы нервно пытаются нащупать кнопки джойстика : - смело читайте дальше - я расскажу, как продолжить давнее увлечение приставочными играми. Итак, наше решение - установить себе на компьютер эмулятор телевизионной приставки (или, иными словами, игровой консоли). Владельцам же четвертых Пеньков и таких же ЖиФорсов также не стоит переворачивать страницу, говоря при этом: "Фу, кошмар, двухмерность, графика - ужас…" Потому как некоторые игры до сих пор обладают таким геймплеем и бешеным драйвом, что новые разработки только мечтают об этом.

Предшественники превосходят своих нынешних конкурентов рядом присущих только им особенностей: не требовательны к процессору и видеокарте; маленький размер файла игры, так как он не являются исполняемыми, за счет чего в архиве занимает совсем немного места, что и позволяет их без проблем выкачивать из Интернета. К тому же данная особенность снимает преграды для переноса своих любимых игрушек посредством обыкновенных дискет. Также в сети можно найти эмуляторы как под Windows, так и под DOS, что еще больше повышает способность игр портироваться на ваши рабочие места (при условии наличия там компьютера). Прекрасным решением является еще и то, что большинство эмуляторов обучены управляться напрямую с zip-архивами, за счет чего игры будут занимать совсем мизерный объем ценного дискового пространства…

Итак, от вступления переходим, собственно, к тестам.

GameBoy

Итак, кто не знает эту самую долгоживущую консоль (да-да, именно консоль с разрешением дисплея 160*144 пикселя и частотой процессора целых 4.194304MHz)?!! Массированная реклама сделала свое дело - огромные продажи по всему миру уже более 11 лет не дают умереть карманной консоли, а игры на картриджах выпускаются до сих пор, пользуясь при этом завидной популярностью.

Эмулируют эти серые коробочки множество программ, среди которых выделяются gnuboy (под DOS и Windows), visualboy и bgb. Лучшими, по моему мнению, являются две последних.

VisualBoy v 1.4.12 (http://www.emuhq.com/vboy)- маленькая программа (472 Kb), отличающаяся от других возможностью перевода на другие языки (среди которых мной были сделаны переводы на русский и украинский) и прекрасным качеством отображения картинки. При этом очень прожорлива к системным ресурсам. Полноэкранный режим представлен только 640х480 и 320х240, однако и этого ей хватает, чтобы загрузить машину до полной невозможности продолжать игру при таком слайд-шоу. Эмулирует GameBoy и GameBoy Color, умеет работать с архивами zip. Преимущество перед хозяевами оригинальных карманных игр - возможность сохраняться в любом месте игры с помощью создания файлов расширения .sgm.

Bgb v 0.66b (351 Kb) (www.bgbemu.cjb.net) - не может похвастаться ни возможностью перевода, ни отменным качеством (оно просто хорошее). Однако ее преимущество перекрывает все недостатки - тормоза не наблюдаются в любом из режимов, включая полноэкранный. Работает, как и VisualBoy, с zip-архивами; умеет обращаться как с картриджами для обычного GameBoy, так и с цветными GameBoy Color. Существует система сэйвов. Только одно омрачает положение - драйвера для звуковой и видеокарты должны быть прекрасно отточены разработчиком - в некоторых случаях из-за этого игра может идти без звука или тормозить в 2-ухкратном увеличении окна программы и выше.

Если вы думаете, что GameBoy - это издержки прошлого, то глубоко ошибаетесь! Примером может служить игра RESIDENT EVIL - GAIDEN, созданная в 2001 году.


Файлы с играми имеют стандартное расширение .gb. Самый большой из файлов у меня на диске занимает 675 Kb (хотя большинство файлов укладываются в размер 100-200 Kb).

Рекомендуемые игры: серия Megaman, серия Contra, Mortal Kombat Advance, Robocop

Nintendo

Одна из самых первых приставок с процессором 1.773447MHz на PAL и 1.7897725MHz на NTSC, продаваемая на нашем рынке под кодовым названием "Dendy" в сети представлена огромнейшим количеством как программ, эмулирующих ее работу, так и редакторами самих nes-файлов. Из эмуляторов я бы порекомендовал Jnes (http://www.jabosoft.com/jnes/bins/jnes040b2.zip) - при размере в 69,5 килобайт, его exe файл - единственное, что необходимо для качественного воспроизведения файлов с играми восьмибитных приставок Нинтендо. С другой стороны, такой маленький размер файла чреват некоторыми функциональными ограничениями. К ним относятся: работа только в 16 или 32-ух битном цвете и невозможность работы с zip-архивами. Также интересной особенностью оказалось слайд-шоу при увеличении размера окна от номинального 256х224 до 512х448 или 768х672. Однако тормоза пропали при установке полноэкранного видеорежима в любом из предложенных разрешений.

Звук эмулятор передавал отлично (если можно так выразится по отношению к синтезируемому пятиканальному звуку), видео тоже было на уровне настоящей приставки : (у восьмибиток было стандартное разрешение 256*224 и палитра из 52 цветов, 26 из которых могут отображаться на экране одновременно).

Скомпилированный еще 27 января 2001 года Jnes до сих пор не продвинулся дальше 0,40 beta 2.

Хорошей особенностью всех игр Нинтендо является их размер (оно и не удивительно - при такой графике :) - редко превышающий 500 килобайт (без архивирования). Остальные файлы занимают примерно 262160 байт. "Откуда такая точность?" - спросите вы. Все очень просто - взглянув на размеры nes-файлов у себя на винчестере, я заметил, что среди них половина имеет именно такой размер.

Популярными играми являлись: Battle City, серия Contra, серия Castlevania, серия Super Mario Bros.

SEGA Genesis

Данную телевизионную приставку можно по праву называть бэстсэллером - она до сих пор пользуется некоторой популярностью среди лиц младшего школьного возраста. Эмуляторами этого суперхита являются: KGen 98 v0.4b (Ms DOS и Windows) и Gens v2.11.

Gens v2.11 (http://gens.consolemul.com/download/wgens211.zip - 380 Kb) - новейший (2002 год) эмулятор, работающий под все ОС, включая ХР. В отличие от прошлых версий, новая 2.11 зарекомендовала себя только с хорошей стороны. Отличная работа со звуком и графикой, неощутима какая-либо нагрузка на процессор в любом из режимов отображения картинки. Возможен перевод на русский или украинский. Огромное количество настроек программы можно сохранять в .cfg файлы. Система сэйвов работает с файлами .gsx и .gs0-gs9 - расширение быстрого сохранения кнопкой F5. Открывает zip-архивы, в которых находятся файлы с расширением .bin или .smd (да-да, Sega Mega Drive).

Из недостатков можно отметить работу только в 16-битном цвете. Но, в отличие от прошлых версий, начиная с версии 1.91, Gens уже научилась сама в него переходить. На этом видимые недостатки и заканчиваются.



KGen 98 v 0.4b (http://www.darkmazda.com/emu/genesis/kgen9804.zip 290 Kb) - эмулятор, работающий под управлением операционной системы MS DOS. Хотя никто не запрещает Вам запустить ее из-под Окон - программа работает и тут. Однако в связи с тем, что разрабатывалась она все-таки под более раннюю операционную систему от Microsoft, в использовании возникнут такие неудобства, как: работа только в полноэкранном режиме и невозможность запускать игры прямо из архивов (что относится и ко всем остальным эмуляторам, работающим в Досе). Не услышав из колонок ни звука и не найдя никакой информации в README я уж было начал приходить к выводу, что таковой в данном продукте отсутствует, но скорее всего это не так. Фраза "Alter Volume +/-" меня вовремя переубедила, хотя после нажатия кнопок "+" или "-" ничего не последовало 9. Скорее всего со звуком должно быть все в порядке при использовании ДОС-драйверов для звуковой карты. Сохранения в игре присутствуют, хотя работать их я тоже и не заставил - KGen постоянно выдавал сообщение "Error saving file". Зато с помощью F12 прямо из программы можно снимать скриншоты в формате PCX.

Обычно файлы с играми СЕГА имеют размер 1-2 мегабайта. Барьер в три метра преодолела только третья часть игры Mortal Kombat.

Обратите внимание на игры: Comix Zone, серия Mortal Kombat, Aladdin, Rock'n'Roll Racing, серия Sonic the Hedgehog

Super Nintendo

Вот она - мечта поэта!!! Отправившись в свое "мировое турне" еще в октябре 1991 года, не сдавала своих позиций вплоть до 1998 года. Очень качественная 2D-графика (процессор с частотой 3,6 MHz, поддержка 32768 цветов и 256 одновременно на экране, чип SuperFX, позволяющий гораздо быстрее и качественнее просчитывать спрайты, Mode7 - разработка, служащая для увеличения-уменьшения-вращения спрайтов без потери скорости и с малой потерей качества) и звук IN STEREO (звуковой чип делала сама SONY, при этом с задачей справилась на все сто!!!) - отличительная особенность данной приставки. У нас она не пользовалась заслуженной популярностью по причинам, упоминать которые в данной статье не стоит. Однако факт остается фактом - приставка вышла хорошая. Эмулятора в обзор попало два - Snes 9x v1.32 (http://www.snes9x.com) и ZSNESW v1.36 http://prdownloads.sourceforge.net/zsnes/zsneswv1.36.zip (приставка W означает, что версия работает под ОС Windows). Рассматривать будем их вместе, так как при совершенно различном интерфэйсе, они имеют идентичные функции.

Лично мне больше понравился Snes 9x (между прочим, не стоит входить в заблуждение, что программа разработана только для одного типа Окон - в ХР все без проблем работает) - при правильной настройке он показывает потрясающие результаты работы как видео, так и аудио (в случае, если возникнут проблемы со звуком, установите максимальную длину буфера - 640ms в закладке "Sound-Buffer Length"). ZSNES же, в свою очередь, красивее отображал игру, но было заметно, что продукт недоделан - то тут то там выскакивали неприятные неожиданности, такие как поддержка только 16-битного цвета (при обещанных и 16-и и 32-ух) или неспособность запускать игры с компакт-дисков (при работе создаются временные файлы в папке с игрой)…



Из общих свойств следует отметить: возможность сохраняться, играть через сеть Интернет, грузится прямо с zip-архивов.

Файлы .smc - стандартное расширение игр Super Nintendo - занимают в архивах порядка мегабайта. Единственным подводным камнем, в данном случае, может служить малое распространение этих файлов в сети, однако кто ищет…

Хиты: серия Donkey Kong Country, Killer Instinct, Street Fighter 2, серия Super Mario World...

…others…

Здесь я бы хотел заметить, что эмулировать можно не только описанные выше приставки. Не вошедших в обзор очень много, самые интересные из которых - Nintendo 64 и Sony PlayStation. Дело в том, что не каждый рядовой пользователь с популярным ныне в нашей стране подключением к сети посредством стандартного dial-up имеет возможность дождаться финал закачки игры к Нинтендо64 размером более 10 Mb, а тем более шестьсотмегабайтные имэджи дисков Сони, распространять которые в сети нельзя.

Также хотелось бы упомянуть о возможности портировать на компьютер игр с самых, что ни на есть, реальных игровых автоматов систем Capcom, SEGA, SNK... Хотя в данной нише главенствуют главным образом файтинги (например, Street Fighter), но кто сказал, что это плохо? Это очень даже хорошо: !!!

Выводы

А вывод каждый для себя должен сделать сам: одним понравится маленький размер файлов GameBoy, другим - прекрасная графика Super Nintendo. Не последнюю роль сыграет прошлое знакомство с какой-либо приставкой, так сказать, в живую. Также не забудьте, что в Интернете можно найти патчи, переводящие файлы игр на русский язык. Как иногда интересно сыграть в старую игру, общающуюся с тобой на "рідній мові".

Напоследок напишу несколько адресов, посетив которые вы сможете пополнить свою коллекцию игр:

http://www.newgame.ru;
http://www.emu-russia.km.ru;
http://www.darkmazda.com
http://emulators.wallst.ru
http://www.thenationnet.com/

Если возникли вопросы или предложения - мой почтовый ящик всегда для Вас открыт - попытаюсь ответить каждому. Если тема интересна - рассмотрю пропозиции по дальнейшим статьям на эту тему.

И в конце хочу сказать спасибо! Спасибо Вам, что прочли сей материал, спасибо редакции МиК, спасибо людям, которые еще занимаются разработкой игр, за прохождением которых мы проводим годы своей жизни, спасибо тем Робин Гудам, которые совершенно бесплатно для нас выкладывают файлы игр на сайтах бескрайней сети. А мы, как законопослушные граждане будем честно удалять игры после того, как в них наиграемся :. Ведь мы только посмотреть на них хотим, так сказать, выдавить скупую мужскую слезу при воспоминаниях раннего детства.

На игровую страницу
Hosted by uCoz